Лучшая ЖРПГ года, 10/10
Не то чтобы мне очень хотелось разбирать «Ксеноблейд», да и не игровой я критик, но иногда 140 символов как-то маловато для того, чтобы выразить своё несогласие с мнением, что некая игра является чуть ли не вином тысячелетия. Да и, собсно, всё равно всё ждут от меня какой-нибудь ССБ. Ну так почему бы и нет.
Честно говоря, какого-то конкретного плана на всё это дело нет, так что я, видимо, просто разделю разбор на косяки геймплея и косяки сюжета. Ну и чем-нибудь всё это дело приправлю. И да, сразу скажу, что играл в игру я с удовольствием и она вполне себе окей. Это не игра года, это не новая веха в жанре, это просто окей игра, являющаяся техническим шедевром для Wii U (честно, не знаю, как девелоперы заставили работать это на этом). А ещё в разборе будут спойлеры и ссылки на «экспертов» (читай фанатиков) нинтендо. И цинизм. И мой плохой юмор, да.
А ещё я буду делать много сравнений с «SAO: Hollow Fragment». Потому что
@Shiftsubs Ну и неудивительно, что говноСАО копирует едва ли не величайшую жрпг эвар.
— Houkago no B03DYX (@B03DYX) December 7, 2015
ну и это просто лучший пример дешёвой игры, сделанной, чтобы срубить денег на франшизе, над которой вряд ли парились разрабы.
Так вот, поехали.
Начну я, наверное, с технической стороны вопроса. Как бы не заявляли эксперты, что все игры нинтенды выдают 1080/60,
@Shiftsubs @B03DYX @BWzrd @Evafan42 на виию все ААА-игры идут в 1080/60 если уж на то пошло, первый раз слышу про байку 22 гига.
— Captain Cheesecake (@nuke_73) December 4, 2015
но ксеноблейд выдаёт лишь апскейл 720/30, но это вполне себе норма для пастгена. И это же наименьшая из проблем.
Во-первых, в игре 2015 года нету настроек громкости. Нет, я понимаю, что некоторые разработчики ленятся и делают всего пару регуляторов: музыка и звук, не позволяя отдельно настроить голос/окружение/звуки боя, но, блин, вообще убрать настройки звука? Мне, правда, быстро пояснили что к чему:
@Shiftsubs Настроек громкости не будет, в бою должны быть слышны голоса – это часть боевой системы.
— Houkago no B03DYX (@B03DYX) December 7, 2015
И в чём-то даже есть свой поинт. Хотя на самом деле слушать в бою ничего не надо, всё дублируется миганием кнопок и окошками с текстом.
Усё написано, усё подсвечено. Чего мне там слушать-то?
Но ёлы-палы. Когда в городе у тебя на лупе начинает играть это добро , то ты понимаешь, как нужна в игре опция мьюта звука. Хотя я, опять же, не прав, и вообще:
@MidoBasil Мне наоборот нравится, что музыка разноплановая. И вообще, слушать музыку только в одном жанре – не есть гуд.
— Houkago no B03DYX (@B03DYX) December 7, 2015
Это просто я не хочу приобщаться к «хорошей» музыке. И вообще, это такая великая задумка авторов. Да, а в САО громкость регулируется.
Хотя там тоже сопартийцы кричат, что тебе делать и что комбить.
Вторая большая проблемы игры — интерфейс. Я не буду нудеть, насколько он неудобен. Да и вообще, обращусь к нему позже, когда буду говорить про геймплей. Но…
Можете и этот скрин, и предыдущий открыть в фулскрине и посмотреть, не едут ли шрифты. А теперь представьте, какое там мыло вместо шрифтов не на дефолтном 24 дюймовом мониторе, а на телевизоре диагональю дюймов так в 50. Воооот…
А вот как должен выглядеть интерфейс:
Видно за километр — сиди с дивана да играй. И ведь места под шрифт покрупней было полно, но нет, авторская задумка!
Сюда же идут и другие косяки интерфейса. Хотя это уже скорее недоработка:
Вот мой хотбар, вот скиллы на нём. Скиллы перетаскивать можно — это уже плюс. Проблема в другом: крикнул кто-то из сопартийцев «мне хреново!», и тут нужно быстренько нажать на зелёный скилл, допустим. И вот если курсор был на нём — это хорошо, а вот если на самом первом скилле? Тогда можно не успеть дощёлкать скиллы т.к. выбираются они кнопками «вправо/влево» на крестовине. Кто-то скажет: «Но так же было в первом “Ксеноблейде”!» Да, было. Но это хреновый интерфейс, если бои не пошаговые. А они не пошаговые. Почему не сделать как в том же САО? Ну или финалке?
И скиллов больше влезает, и нажать их можно за доли секунды.
Та же хрень с командами для своих дебилов, коих рекомендуется таскать с собой аж в трёх экземплярах. Заранее проставить им тактику на бой нельзя. Т.е. можно поковырять соулвойсы — местную механику квиктайм комб — но идея так себе. Заставить кого-то отказаться от меча/пистолета у меня так и не получилось, а отнять оружие насовсем тоже нельзя. Есть система команд в бою, но в пылу сражения как-то некогда тыкать по менюшкам, отдавая каждому отдельные приказы. Проще взять и укатать моба, потеряв самых тугоумных сопартийцев.
А вот в том же САО есть 2 набора хоткеев с модификатором для отдачи команд.
Вместе с хоткеями под скиллы. Тоже 2 набора через модификатор. Стан? Не вопрос. Дамаг? Уже летит. Перекинуть агро? Мигом!
Хотя один модификатор всё же есть в «Ксеноблейде» — отвечает за смену целей. Проблемы всего две: 1) задержка в 1 секунду. Нужно нажать шифт, подержать его, а потом уже менять цели кнопками. 2) Он может выделить ближайшую цель, а может и самую дальнюю в зоне досягаемости. Не всегда, конечно. В ответственный момент может очень хорошо нарандомить.
Ещё одной из фишек игры, которую, естественно, все содрали с величайшей жрпг евер (с), являются слабые места мобов. Это могут быть ноги, жвальца, рога и чёрт знает что ещё. Выделяется ближайший викспот и… переключиться между ними нельзя. Мне, как снайперу, было особо неудобно т.к. отстрелив, допустим, крокодилу хвост, я бы пошел отстреливать ему что ещё, да вот нету кнопку переключения точек на цели. А подбегать в упор, чтобы выцелить следующую… это хреновая идея. А в САО на это есть хоткей.
Кстати, раз уж зашла речь о боёвке…
@Shiftsubs Сложная комплексная боёвка с чейн-атаками, топпл-цепочками, линкованием скиллов и предвидением будущего.
— Houkago no B03DYX (@B03DYX) December 7, 2015
Всё бы ничего, вот только эта тактическая боёвка разбивается о кривость самой игры:
После этого становится как-то пофиг на тактические бои, чейн атаки и т.п. Стреляй через стену, огребай через стену… сойдёт.
Вообще, в игре прилично реализована идея игры за снайпера. Ландшафт горный, есть бонусы за стрельбу по слабым местам, есть бонусы за стрельбу/удары в спину/бока, есть бонусы за стрельбу с высоты и моды/перки на дальность стрельбы. Только чтобы игрок не расстрелял мобов через преграду, стоя на какой-нибудь горе, разработчики сделали всем мобам ренж атаку. А могли стены, блеать, закодить нормально. В тебя стреляют тараканы, кабаны, слизни. В тебя стреляет всё. Через стены. Ибо нехуй абузить снайперку. С физикой в игре вообще очень большие проблемы. Через тебя проходят машины, но это не так важно. Через стены/камни/горы… через все объекты пролетают снаряды/удары. Иногда через камни пролетаешь и ты. А ещё всё здесь может телепортироваться. Жаст фо фан. Как-то так любят вести себя боты, например:
Хотя бы мобьё не агрят этим действом. А у местных мехов в форме машины нету заднего хода. Потому что кому может понадобиться задний ход? Где вы вообще транспорт с задним ходом видели?
Кстати, светящиеся кристаллики на том же видео — местные ресурсы. На самом деле это дыня, муравей и что-то ещё вдалеке. Так что когда тебя просят найти в лесу, допустим, белку, ты начинаешь пылесосить все кристаллики в округе, ибо и белка, и лягушка, и камень, и горючее, и шланг — все они выглядят так. Да, я знаю, что так было в первом «Ксеноблейде», но серьёзно…
А, ну и ещё про мехов, да. Мой любимый боссфайт:
Бой, бесспорно, высокотактичен, и всё такое, но, серьёзно, нинтенда…
Ещё в игре есть шарик-навигатор, иногда прокладывающий курс через стены.
Местная карта не умеет в отметки на себе, посему ты можешь полчаса искать по городу нужного тебе сопартийца, если убрал его из пати или тебе нужно кого заменить. А где он кто стоит ты не запомнил.
Я знаю, что не прибил всех мобов, не прошёл все сайдквесты. Но багов и косяков, мне кажется, я нахватал прилично.
Ну, наверное, пора переходить к косякам сюжета и мира.
Tl;DR прилетели пришельцы, разбомбили Землю. Некоторые спаслись на кораблях-ковчегах. Находясь на борту одно из таких, мы напарываемся на пришельцев и терпим крушение. Спустя пару месяцев наше тельце находят в стазис-капсуле (или сорт оф) выдают шашку, пистолет и патроны, и мы идём в город.
Во-первых, всем насрать на главного героя. Т.е. ты будешь принимать важнейшие решения, от которых будет зависеть судьба человечества (на самом деле нет, разве что в сайдквестах что-то изменится), но всем наплевать, кто ты такой.
За всю сюжетку у меня так и не поинтересовались, вспомнил ли я что-то, кто я такой, кем был на Земле. Я понимаю, что чара тебе дают сгенерить и даже назвать, но серьёзно, неужели нельзя было придумать для него бекграунд? Дать выбрать бекграунд? Ну, знаете, как в…
Такаши, кстати, уже потом пояснил в интервью:
«In RPG development, the sections that cost the most are the cut scenes and events in the main story. Since this is Monolith Soft’s first high-definition open world title, we decided to focus less on these and instead shift our resources into improving the quality of the gameplay — which is most important — especially the «hack and slash» combat».
Проблема, как бы, вот: 720 — хай дефинишн, медленная боёвка с прожатием скиллов — хак н слеш, сюжет в рпг — не нужен.
Вы уверены, что знаете, что делаете? Даже мои эксперты не совсем с вами согласны:
@Shiftsubs «Это не слешер/тпс. Боёвка тактическая с таймингами. Если монстр совершил атаку, считайте, что он попал, где бы вы не находились»
— Houkago no B03DYX (@B03DYX) December 7, 2015
Ну а дальше мир начинает ломаться и трещать по швам. Где-то с момента, когда тебе на пути в город говорят, мол, можно по дороге идти, можно спрыгнуть со скалы — не убьёшься. Да, в игре ты прыгаешь метра на два-три в высоту и не можешь разбиться. Почему там погибают люди в авиакатастрофах — непонятно. В случае чего просто прыгай из кабины. Ах да, все кроме нашей пати могут разбиться. Печалька.
Потом откроется куда более страшная тайна: на самом деле все в городе — роботы. Мимы или как их там. Кибернетические тела, управляемые сознанием спящих в криосне людей на ковчеге. Видимо, этим и объясняются страшные рожи и общая пластиковость моделек.
Модуль криосна (лайвхолд) просран при крушении, и мы вроде как должны его быстренько найти, пока там батарейки не сели, иначе всем хана. Потом окажется что там есть доп. питание, но его можно включать только изнутри, а внутри робота-включателя было не оставить, видимо, но не суть.
Зачем-то они (мимы) сделаны так, чтобы максимально имитировать людей, т.е. они устают, чувствуют голод, боль и т.п. Хотя, казалось бы, задача экипажа имеющего мимов — зачистить территорию после приземления, найти все модули, всё включить, подготовить людей к разморозке. Может, лучше было сделать неубиваемые тушки, а?
В случае чего пришедшая в негодность конечность/тушка меняется… И на этом моменте тебе становится абсолютно насрать на всех неписей т.к. они все скорбят по погибшим и раненым.
— Моего мужа убили, когда он был в разведке. Я теперь не знаю, что делать, у меня нет сил жить.
— Найдём лайвхолд, достанем оттуда живёхонького.
— Я хочу, чтобы в память о нём…
— Да он, блеать, живой, просто спит в криосне. Это же все знают… А, хрен с тобой.
Пара роботов умудрилась отравиться токсичными парами и чем-то ещё. Ну, вы знаете, эти роботы. Я даже стал удивляться, почему за два месяца ни один робот не залетел.
Да, потом расскажут, что тел на самом деле не было, и вообще, но об этом же никто не знал, так что иррелевантно.
Квестописатели даже не пытались как-то встроить свои квесты в сеттинг, они просто работали по дефолтному РПГ-шаблону. Который, блеать, не работает в сайфае. И вот пример.
Ты встречаешь в поле отряд, они говорят, мол, потеряли одного, надо бы найти.
Идём, находим, происходит диалог:
— Спасибо, но я коммуникатор потерял, без него моих не вызвать…
— Мужик, вон стена города, ты ж не потерялся.
— Так вот, я его где-то во-о-он там потерял…
— Ну держи мой. У нас их всё равно четыре штуки.
— Где-то за тем холмом…
— Ну давай я твоим звякну, заберут тебя. Или доведу 10 метров до города. Или вызову спасателей.
— За холмом у озера где-то должен быть…
— А, хер с тобой. Идём искать твой сраный коммуникатор.
Нет, серьёзно.
Или вот ещё пример: вертушка упала, надо бы вернуть народ. Окей, летим в джунгли, находим бедолаг, которые просят починить вертушку.
— А может, я вас на своём мехе довезу до города?
— Вот, радиаторы нужны и новый мотор, иначе не полетит…
— Давайте я сейчас спасателей вызову?
— Радиаторы в поле валяются, где-то в соседней локации, мотор — где-то в этой…
— Привезу с города, не?
— Мы пока изолентой залатаем, а вы за запчастями идите…
И ты идёшь в гугл, т.к. узнать где что-то валяется можно разве что из официального гайда ценой в 20 баксов. К счастью, мир не без добрых людей, и на геймфаке нашёлся товарищ, который обнаружил-таки место спауна нодов с мотором. И даже нарисовал маршрут:
Почему мотор можно отыскать только в той пещере, хотя там нет никаких следов разбитых вертолётов, и как я вообще без гайда должен был об этом узнать — вопрос открытый.
В городе полно кафешек, магазинов, лодырей, солдат, которые не хотят сражаться и т.п. Всё очень сильно ломает концепцию «на борт взяли только самых нужных». Да, потом окажется, что на борт взяли всех. Но зачем самым ненужным сделали мимов? Типа дохуя лишнего места было?
Лайвхолд никто не может отследить по сигналу. Т.е. связь с ним как бы есть, но сигнала как бы нет.
Но антеннки есть. Видимо, они генерируют некое стелс-поле или что-то вроде этого.
Потому что, блеать, стоя на лайвхолде можно спокойно разглядеть базу ксеносов, жаль только Wii U с прорисовкой плохо справляется.
Они с авиацией прочёсывали два месяца планету вдоль и поперёк, а посмотреть, что за башня торчит из воды рядом с их базой, не догадались.
Олсо, если сесть на такой выступ над водой, то твои дурочки тоже моментально сядут, даже если под ними земли нет. Такие дела.
Вообще с мехами отдельная история: просто так его не купить, нужно получить лицензию. Для этого сдать экзамены у 8 отрядов и т.п. Проблема заключается в чём: лицензию на меха ты получаешь, но за всё это время водить тебя так и не учили. Зато когда ты разрабатываешь флайт модуль, то усатый шутит, мол, теперь в экзамен на лицензию войдёт и программа по обучению пилотированию. Очень полезно. Водить не умеют, но летать их научат.
А, ну и мехи — машины штучные, выдаются лучшим из лучших, ибо их мало. Но вообще пофигу, покупай сколько влезет. Хоть весь ангар ими заставь. Были бы деньги.
Мир открыт; всё, что тебя ограничивает — невозможность летать. До поры до времени. Хотя в пару мест я всё же смог залезть и так, благо мех может топать по отвесным скалам аки лошадь в «Скайриме». Проблема открытого мира заключается в том, что я нашёл все куски нашего корабля, относящиеся к лайвхолду. Только всем на это насрать.
— Командир, там кусок лайвхолда. Возможно, библиотека или что ещё, забираем?
— Пускай валяется. Вот будет квест — тогда за ним и пойдёшь.
А потом: «Ой, мы его засекли, но не успели, гадкие пришельцы всё разбомбили». Писец как сложно было заскриптовать и сделать так, чтобы куски появлялись только когда ты квест взял, да?
Ещё в игре можно ставить зонды, тем самым расширяя местную подземную навигационную сеть, которая помогает искать лайвхолд. Ну и у тебя как бы монополия на неё. И это довольно странно. Странно с какой стороны: вроде бы местная армия (BLADE) как бы армия, но на самом деле работают они как наёмники. Или просто не работают. Воевать с ксеносами, которые Землю разбомбили? Пф-ф-ф!
И тут везде всё за деньги. И за мираниум, местный универсальный ресурс. А у тебя под контролем ВСЕ места добычи денег и мираниума. И ты никто, и звать тебя никак. И ходишь на миссии за 5000 денег и спасибо, имея доход 100000 денег в час. Тратишь их в городе, который защищаешь от ксеносов. А у корпораций, которым ты же проплачиваешь все исследования, покупаешь снаряжение, чтобы пойти на миссию, за которую тебе заплатят меньше, чем стоят твои трусы, купленные, чтобы на эту миссию сходить.
В какой-то момент тебе дают миссию по основному сюжету: договориться с двумя караванами картошек.
Потому что они же хорошие торговцы и городу надо развивать торговые связи. С пустотой. Потому что, блеать, нет на этой планете больше городов и торговать тут не с кем, кроме пары караванов по 5-6 картошек численностью каждый.
Ещё на карте есть небольшие опорные пункты или что-то этого сорта, в которых можно отдохнуть. И это ещё одна полностью ломающая игру штука. С точки зрения здравого смысла, конечно.
Это я забрёл в место, про которое штаб ещё не знает. И не знает, что пришельцы тут тусят. Спереди турель пришельцев, сзади на минимапе ещё одна. Справа проход к их большой тусовке. А передо мной опорный пункт. Пришельцем на него как-то насрать, ребятам оттуда тоже класть свой железный болт на ксеносов. Так и живём, чо.
Так же всем по мейн стори глубоко насрать что с планеты никто выбраться не может и что все ксеносы говорят на своём языке, но как-то все друг друга понимают. Наверняка это где-то в сайдах раскроется, т.к. по ходу дела вопрос поднимался. А может всё просто объяснят мистикой, как и всё остальное.
Также по квестам народ активно теряется в местах, где уже полная сеть слежения. Или не может выйти на связь, стоя прямо возле грёбаного зонда и т.д. и т.п.
Косяков ещё много, и я даже не буду ковырять вторую половину сюжета и концовку, мало ли кому будет интересно поиграть, а я всё уже заспойлерил.
Но если совсем кратко: ганглионы — пришельцы, что распилили Землю — очень боятся людей на генетическом уровне. Поэтому разбомбили Землю. Ну а как только мы нашли лайвхолд — мы победили т.к. там типа человеческое ДНК и ганглионы в страхе разбежались. Хотя в составе своей банды имеют кучу других ксеносов, которым люди вообще никак не страшны.
А люди на самом деле потомки некой древней сверхтехнологичной расы, которая ганглионов сделала и впилила страх своего ДНК в них. Они знали, что ганглионы нападут на Землю, поэтому вместо того, чтобы её защитить, дали им немного технологий и сюжет «Ксеноблейд хрониклс Х». Что ни планету, ни игру не спасло, увы.
Я лично не особо уверен, что игра может звать себя игрой года, лучшей РПГ года и т.п.
А после прохождения, рецензии типа той из «Time» вообще умиляют:
The good: Huge and beautifully realized world to explore, excellent gameplay systems work well together
The bad: Insufficient documentation—and this is a game that could use a better manual
Bottom line: Hands-down the best roleplaying game of 2015
Такие дела.