Персонификация
Сразу предупрежу: данный пост будет интересен весьма небольшому числу людей, однако поскольку бложек «Шифтов» для меня — самое удобное место для выкладывания каких-либо статеек, всё содержимое поста очутилось именно тут, а не где-либо ещё. Единственный момент, который может заинтересовать широкую публику, — тот забавный факт, что именно из-за сабжа я до сих пор не доделал второй сезон Log Horizon’a, хотя мог бы начать закрывать его уже в июле. С радостью сообщаю, что данная причина больше меня не сдерживает, и я попробую-таки закончить «Бревно» хотя бы до весны, чтобы те 2.5 человека, которым это важно, смогли посмотреть его в нашем переводе.
В этом месте большинство может спокойно идти по своим делам, а меньшинство — проследовать под кат, чтобы узнать, какой только фигнёй ни занимаются некоторые участники команды «Шифт», лишь бы не фансабить…
Началось всё со стримов. Я догадывался, что добром это не кончится, но кто же знал…
В какой-то момент добрые люди из числа зрителей предложили мне пройти Persona 3 FES — одну из представительниц серии Megami Tensei, по жанру — своеобразная смесь JRPG и ВНки. Потратив энное количество времени, я её прошёл. Ну и раз уж взялся за серию, пришлось через какое-то время проходить ещё и следующую часть, четвёртую. С ней вышло побыстрее, но часов сто-сто двадцать я всё же потратил.
И тут что-то пошло не так. Сложно сказать, что именно меня подвело, но основных причины, наверное, две:
1) Я увлекаюсь коллекционированием фигурок.
2) Обе игры в целом и персонажи в частности мне понравились.
В общем, мне пришла в голову гениальная идея: а почему бы не сделать тематическую полку с фигурками героинь «Персон»? Ну т.е. не просто купить полку и поставить туда пару фигурок, а что-то поинтереснее. Конечно, идея кастомизации, мягко говоря, не нова, но всё же.
Логика подсказала очевидную тему оформления: в качестве темы для полки по «Персонам» удобней всего взять Бархатную комнату: одну из основных не-боевых локаций, в которой довольно часто оказываются главные герои. В разных играх серии она выглядит по-разному, но я в итоге остановился на образе из третьей части, где она оформлена как идущий из ниоткуда в никуда лифт:
Сразу стало понятно, что просто скопировать всё не получится, да и не особо хочется: непонятный носатый мужик (Игор-рь) и сидящий перед ним эмобой-протагонист — не совсем то, что мне хотелось бы видеть у себя дома. Однако некоторые ключевые образы всё же хотелось позаимствовать. Почесав затылок, я решил, что для меня ключевыми образами являются бархатная обивка стен и пола, ажурная решётка на заднем плане, а также вон та девочка в синем — Элизабет, для друзей просто Лизонька. В остальном я решил отойти от оригинала и убрать Игоря, ГГ, стол, стул, диван и динамический фон за решёткой. И добавить пяток героинь. И подсветить всё это, чтобы было лучше видно.
Компоненты, из которых полка в итоге должна была сложиться воедино, получились примерно такие:
1. Фигурки.
2. Сама полка. Желательно со встроенным остеклением.
3. Обивка стенок и пола.
4. Освещение.
5. Ажурная решётка и экран, который закрывает пространство за ней.
В этом месте стадия предварительного планирования закончилась, и начались приключения.
1. С фигурками по «Персоне» всё, внезапно, оказалось не очень хорошо. То есть вроде бы и серия популярная, и мерчандайза по ней выпущено более чем достаточно, а вот нормальные фигурки фиг достанешь. Почему-то производители в последние годы делают упор на файтинг Persona 4 Arena или, что ещё хуже, на ритм-игру Persona 4: Dancing All Night. В результате мы имеем кучу фигурок в экшен-позах и/или странных прикидах, которые, мягко говоря, не всегда вписываются в обстановку. Тем не менее, помучившись и потратив энную сумму, мне удалось взять пяток фигурок основных героинь P3 и P4. Я по-прежнему надеюсь, что со временем смогу обновить/расширить их состав, но пока имеем то, что имеем.
2. Найти застеклённую полку нужных размеров нейтрального вида за разумные деньги оказалось почти невозможно. В итоге пришлось взять полку без застекления, но нужных размеров и с относительно умеренной ценой в пару тысяч, а застеклить потом самому. Идея застеклить самому, как выяснилось впоследствии, оказалась так себе. Геморрой по нарезке стёкол и нормальной их установке — вещь неприятная, и если бы у меня был выбор, я бы постарался не повторять этот опыт. В итоге оно как-то слепилось, конечно, но общение со стекольными мастерскими оказалось скорее странным, чем приятным.
3. Для обивки стенок было решено взять основу из ДВП, наклеить на неё поролон, обтянуть всё это искусственным бархатом, а поверху перетянуть ромбиками из золотой нити, закреплённой на золотых же декоративных гвоздях с широкой шляпкой.
Если посмотреть на скриншот в начале поста и обратить внимание на его правый край, то там всё окажется немного не так, как я сейчас описал, но мне подобного эффекта было добиться проблематично, поэтому я решил — пусть неточно, но хоть красиво будет. К счастью, проблем с ДВП и поролоном у нас в стране пока нет, так что этот пункт был выполнен легче всего. А вот бархат нужного цвета найти оказалось не так просто. Слава богу, хоть цена у большинства образцов оказалась вполне умеренной. Хотя учитывая, что в большинстве мест под названием «бархат» продаётся синтетический суррогат на стрейч-основе, ничего удивительного. Немного повозиться пришлось с полом, т.к. фигурки стоят на подставках, которые не очень-то хорошо вписываются в обстановку. Пришлось придумывать, как прикрепить их к полу, чтоб не падали. Учитывая, что не все из них стоят в устойчивых позах, это оказалось нетривиально. В итоге в качестве замены подставочным штырям пришлось использовать вбитые в плоскость пола гвозди нужного диаметра со спиленными шляпками. Тот ещё трэш, но что поделать.
4. Освещение полки с виду не казалось большой проблемой, т.к. выбор светодиодных лент и аксессуаров к ним у нас в городе довольно большой, к тому же у меня под боком есть профильный магазин. Было решено сделать два источника освещения: передний верхний, повешенный вдоль верхней границы полки под углом 45 градусов, и задний нижний, между решёткой и задней стенкой. В итоге было куплено 1.5м 24-вольтной ленты, блок питания, провода, крепёж для LED-ленты, рассеивающий экран, диммер для регулировки яркости и пара тумблеров, чтобы можно было при желании отключать часть подсветки. Небольшим вопросом был выбор цвета подсветки, но я решил не мучиться с RGB-диодами, а просто покрасить экран, через который проходит свет установленной в крепеже ленты, в полупрозрачный синий цвет, благо краска была, а экран — всего лишь кусок пластика. Паяльные принадлежности тоже уже были, на них тратиться не пришлось.
5. Решётка ожидаемо оказалась самым интересным пунктом программы.
Вариантов было примерно два:
1) Нарисовать high-res рисунок в каком-нибудь графическом редакторе, желательно векторном, потом распечатать его на виниле или бумаге и наклеить на заднюю стенку полки.
2) Сделать 3д-модель, распечатать её на 3д-принтере, обработать (зашкурить, загрунтовать и покрасить), сделать вырез в задней стенке полки и вставить её туда.
Я решил на компромиссы не идти и выбрал второй вариант. И понеслось…
К счастью, у меня был знакомый 3д-моделлер в лице Октагона, который за пиво (много хорошего пива) сделал мне по скриншоту рендер.
После этого я узнал очень много нового и интересного о способах 3д-печати вообще и о рынке печати Санкт-Петербурга в частности. Разных экзотичных методов, вплоть до печати из металла, существует довольно много, но ценник подобных технологий делает их малодоступными для большинства обычных людей. Если коротко, то распространённых технологий 3д-печати, доступных в Питере рядовому человеку, примерно две.
1) Печать из ABS или PLA-пластика с послойным его выдавливанием.
2) Печать из порошкового гипсополимера с послойным выжиганием лазером или склейкой.
Первый метод более дёшев и распространён, однако имеет меньшую точность.Второй более точен, но более дорог.
Отдельной проблемой явились размеры. Дело в том, что большинство мастерских имеют принтеры относительно небольших размеров: в среднем размер рабочей камеры не превышает 30x30x30 см. Размер же моей решётки был примерно равен ~30х60х5 для каждой из двух створок, что ограничило меня в выборе места для заказа. Т.е., конечно, любую модель можно склеить, но по умолчанию я пытался этого избежать.
Когда список потенциальных исполнителей был составлен, начались переговоры.
В целом из общения с мастерскими 3д-печати я вынес следующее:
1) По умолчанию к твоей просьбе отнесутся скептически и постараются отшить со словами «это слишком сложно» или «ну, за 20 тысяч/деталь мы сделаем».
2) Иногда это и правда слишком сложно сделать. Например, с помощью печати из ABS/PLA пластика, т.к. он даёт слишком низкую детализацию. По крайней мере, перекрёстный допрос нескольких фирм дал одни и те же результаты, так что вряд ли они откровенно мне врали.
3) По умолчанию ценник будут завышать, однако в итоге он может оказаться не таким уж страшным (в моём случае он снизился с 17к до 12к).
4) Никогда (слышите, никогда!) не создавайте модели для 3д-печати в 3DMax: он для этого не предназначен, и у большинства принтеров могут очень легко возникнуть проблемы с обработкой созданных в нём моделей.
Из пяти-шести фирм мне в итоге помогла одна. Причём моими спасителями оказались ребята из архитектурно-макетной мастерской, и 3д-печать рандомных объектов вообще-то не была основным их занятием. Тем не менее, несмотря на некоторое раздолбайство, которое присуще очень многим жителям нашей страны, победа была достигнута, хотя после их сообщения о четвёртой неудачной попытке я в какой-то момент отчаялся.
Но в итоге счастье таки наступило, хоть и не без ложки дёгтя: на большом принтере, куда деталь влезала целиком, её распечатать не удалось (спасибо, 3DMax!), так что каждую створку они разрезали на 4 части.
После этого началась стадия, которая по факту заняла больше всего времени: пост-обработка.
Обработка распечатанных 3д-моделей — весьма трудоёмкий процесс.
1) Разрезанные части надо склеить, а потом зашпатлевать и зашкурить места склейки так, чтобы их было не сильно видно.
2) Как правило, распечатанная модель весьма шероховата. Очень. Её всю надо шкурить. Да, некоторые мастерские предоставляют услуги шлифования, но в моём случае пришлось делать это самому.
И если бы не вовремя купленный китайский аналог «Дремеля», я бы на этом этапе и сдох, т.к. ручное зашкуривание — это, простите, пздц. А так просто промучился пару недель, но сделал.
3) Покраска больших деталей — процесс долгий. К счастью, я удачно обзавёлся аэрографом с достаточно большим соплом (0.5мм), который сильно облегчил мне жизнь.
4) Не будем забывать, что разные части решётки имеют разные цвета (см. скриншот в начале). И если некоторые вещи красятся в разные цвета довольно легко — достаточно закрыть уже покрашенное маскировочной лентой — то в паре случаев пришлось поизвращаться.
Как правило, если вам нужно покрасить какой-то сложный участок в цвет, отличающийся от основного, вы воспользуетесь жидкой маской (это такая резиноподобная застывающая масса, которой можно закрыть нужные участки, а потом снять). Но к сожалению, по каким-то причинам ни одной маски в России найти не удалось, что меня, если честно, поразило. Пришлось воспользоваться народными методами. Народные методы подсказали, что из смеси ПВА/шампунь в соотношении 8/2 получается неплохая маска.
Мне в это верилось с трудом, но поскольку других вариантов не было, пришлось пробовать. Оказалось, что маска, конечно, получается, но так себе: не всегда её можно удалить, не стерев часть краски. Однако меня результат устроил, т.к. какой-то особенной тонкости работа не требовала, а испорченные участки оказалось достаточно прокрасить кисточкой. В общем, для моделей такое лучше не использовать, но для каких-то менее тонких работ — почему бы и нет.
Итого: месяц мучений, и решётка была готова (на фотографии ниже — одна створка, но на самом деле их, конечно же, две).
Отдельной строкой хочется упомянуть экран. По сути это кусок материала, который располагается сзади за решёткой и по задумке закрывает нам вид на стену, на которой висит полка. Необходимость что-то закрывать возникла потому, что заднюю стенку полки в том месте, куда ставится решётка, пришлось выпилить, иначе туда не влезло бы освещение, да и сама решётка тоже. Сперва планировалось просто взять кусок чёрного матового пластика, но внезапно найти чёрный матовый пластик нужных размеров (достаточно большой по ширине и высоте и узкий по толщине) оказалось проблематично. Поэтому было решено купить тонкий металлический лист, разрезать его болгаркой до нужных размеров и покрасить чёрной матовой краской. Но, как обычно, гладко было на бумаге… Если коротко, то в моей комнате оказалось слишком пыльно, чтобы результат получился удовлетворительным: дело в том, что из-за яркой подсветки любая приставшая к экрану пылинка очень хорошо видна, а пылинок таких за время высыхания краски прилипает чуть более чем дофига, как бы вы ни ухищрялись. В итоге пришлось прибегнуть к немного странному методу и купить отрез матовой самоклеющейся плёнки, который потом был наклеен на кусок металла. Возможно, проще всё же было найти пластик нужных размеров, но чего уж теперь…
В итоге всё было наконец собрано и повешено на стену. Не знаю, остался ли я в итоге доволен: слишком уж много сил всё это отняло. Но точно могу сказать, что это был интересный проект с организационной точки зрения: пришлось взаимодействовать с достаточно большим количеством людей, без помощи которых я бы ни за что не справился.
Повторять данный опыт я в ближайшее время точно не хочу, но расширением содержимого полки займусь с удовольствием: главное, чтобы производители фигурок по «Персоне» выпустили наконец что-то приличное.
Завершить всё это дело хочется благодарностью тем, кто дочитал или хотя бы долистал до конца. В этой связи прилагаю пару фотографий того, что в итоге получилось.
На всякий случай вот ещё ссылка на Flickr, вдруг кому-то так будет удобней.
Всем спасибо за внимание, пойду потихоньку пилить «Бревно» и учиться нормально фотографировать…